Авторизация



Изменение пивного рынка в России за последние 25 лет
Автор: Павел Корнев   
27.10.2015

 

Корнев Павел Николаевич

Взгляд потребителя

1990-2015

 

 

В СССР пиво было разное. Было хорошее, было не очень. Было бутылочное, было разливное. Сейчас из тех сортов на слуху только "Жигулёвское", но на деле ассортимент был много шире. Пиво было разным, но для всех сортов (речь о разливном пиве) была характерна одна общая проблема: нестабильность качества. И проблема эта возникала не из-за несовершенства производства, а в силу специфики реализации.

Бочки. Разливное пиво продавалось через многочисленные торговые точки с бочками, продукция с пивзаводов развозился цистернами. Казалось бы - в чём проблема? Каждый день свежее пиво - что может быть лучше? Проблема заключалась в том, что пива продавалось куда больше, чем его привозили. Долить в бочку воды - действо элементарное, зачастую под конец дня покупатели получали невнятную жидкость, слегка желтоватую и практически безалкогольную. Т.н. «мочу».

 

I

 

С начала рассматриваемого периода примерно по 1997 год (внутренние границы периодов ориентировочные) ситуация с разбавлением разливного пива была повсеместной. Для пены могли добавить стирального порошка, для крепости - водку, а то и чего похуже.

Звучит дико? На самом деле нынешние "разливашки" по сравнению с теми киосками верх сервиса.

Если кто-то не застал тех времена, напомню, что за пивом тогда приходилось идти с собственной тарой. В основном в ходу были трёхлитровые банки, но использовались и канистры, и бидоны, а одно время (правда, это была середина 80-х) с полиэтиленовыми пакетиками. Да, в песен Олега Митяева отражена правда жизни. В особо "продвинутых" местах наливали в литровые банки - купил, выпил, вернул. Ближе к середине 90-х пошли ПЭТ-бутылки. Но не одноразовые бутылки, которые штабелями лежат теперь в каждой торговой точке, а из-под газировки и пива, либо принесённые вами, либо собранные на улице непонятно кем.

Глобальные производители тогда только-только начинали распространять своё влияние на рынок. "Балтика", "Очаково" и т.д. поставляли пиво в стекле и ПЭТ. Большинство разливного пива варилось в тот временной отрезок на независимых местных пивзаводах, построенных ещё в советское время.

Фактически, сложившаяся тогдашняя ситуация, не устраивала ни производителя, ни потребителя. Первые теряли деньги, поскольку пива через торговые точки продавалось больше, чем отпускалось с заводов. Вторые получали за свои деньги невнятную бурду.

Устраивала ли та ситуацию розницу? Скорее да, чем нет. Нелегальный доход был достаточно высок, хотя срок реализации разливного пива в тех условиях и был крайне ограничен.

 

II

 

Первое резкое изменение правил игры на рынке осуществили производители. Году в 97-98 началась реализация пива в кегах. На тот момент это была самая настоящая революция. Сначала продавцы просто не представляли, как разбавить пиво в кеге, а потом рынок выровнялся, предложение стало превышать спрос и точки с плохим "продуктом" просто прогорали, ибо появился выбор.

Но, разумеется, на первоначальном этапе производители не могли ввести реализацию пива в кегах одним лишь своим волевым решением. Торговым точкам не было особого резона закупать дополнительное оборудование. Здесь сработала связка производитель-потребитель.

В Челябинске всё решилось просто: пивзавод продолжил отпускать пиво по старинке, но одновременно открыл фирменные точки, где торговля шла с использованием кег. И потребитель это оценил. Очереди туда стояли отменные. И это при том, что на одной только нашей остановке было пять киосков с разливным пивом. В результате пиво покупать там практически перестали.

Неудивительно, что все остальные торговые точки вскоре начали массово переходить на кеги и киоски с "бочками" перестали существовать как класс. Началась новая эра, временные рамки которой можно обозначить от 1998 года по середину нулевых.

Этот временной отрезок очень неоднороден, ситуация в рамках него менялась постепенно. Если сначала был некий рассвет, и даже крупные заводы экспериментировали с сортами (в частности Челябинский пивзавод), то впоследствии всё свелось даже не к банальному выбору "светлое"/"тёмное", а исключительно к безальтернативному "светлому". В первую очередь речь идёт о массовом сегменте рынка.

Почему так получилось? Очень просто: глобализация. Рынок быстро рос и на него стали заходить крупные игроки, начала экспансию в регионы "Балтика". Местные пивзаводы скупались один за другим, строились новые производственные мощности, шли инвестиции. Независимых производителей практически не осталось. Ничего личного, просто рынок.

Я не сноб и оставляю право на жизнь посредственному с моей точки зрения пиву, если оно пользуются спросом у покупателей, но считаю скупку местных предприятий с последующим переходом на единые для всей корпорации сорта деянием, заслуживающим сожжения на костре.

В обозначенный временной период на рынке целиком и полностью доминировал производитель. Рынок рос, производство увеличивалось, основной упор шёл на пиво в стекле и ПЭТ. Сектор разливного рынка стал нелюбимой Золушкой. Возможно, в Москве, Петербурге и, допустим, в Сочи ситуация была иной, но в Челябинске крупные производители отпускали пиво в кегах в основном по барам, уличные киоски постепенно закрывались. Из пяти точек в начале, к концу периода на моей остановке осталась только одна, где наливали непонятно кем произведённое "светлое".

Независимые пивоварни, начавшие появляться в это время (предтечи крафтовых пивоварен), переломить ситуацию не могли. Во-первых, особенно поначалу их пиво было достаточно дорогим. Во-вторых, при отменном качестве линейка сортов ограничивалась исключительно тёмным/светлым/пшеничным. В-третьих, им банально было не потянуть сеть реализации. Всё это лишало их доступа к массовому потребителю. Продавали такое пиво в собственных барах, покупателями были любители пива, в целом их доля на рынке была невелика.

Несколько позже стали появляться и небольшие пивоварни, варившие то же тёмное/светлое/пшеничное только куда более дешёвое и качеством соответствующее массовому производству. Оставалось лишь найти выход на массового потребителя, и в итоге выход был найден.

 

III

 

В середине нулевых появились пивные "агрегаторы". Да, в очередной раз рынок изменился благодаря банальным "разливайкам", где двадцать-тридцать кранов с пивом от десяти-пятнадцати пивоварен. По вкусу они ничем особенно не отличаются, но дело не в этом - главное, что туда пошёл потребитель.

Если раньше небольшой производитель просто не мог создать собственную торговую сеть и ограничивался парой-тройкой фирменных точек, то теперь с реализацией стало куда меньше проблем. Киоски, где был представлен единственный сорт пива, практически пропали. Рынок в очередной раз изменился. Кеги, дешёвое пиво, множество различных пивоварен. Одинаковый вкус.

 

IV

 

Что дальше?

Несколько лет назад в полном соответствии с мировыми тенденциями в России начался подъём крафтового пива. Это пиво, которое производится небольшими независимыми пивоварнями по авторским рецептам, ориентированное в первую очередь на ценителей, которых не устраивают жёсткие рамки тёмного/светлого/пшеничного.

С одной стороны ясно, что сильно изменить рынок у новых игроков не выйдет. С другой стороны - США традиционно не считаются у нас "пивной" страной, а на деле там просто огромный ассортимент местных сортов пива, которые варятся именно такими "крафтовыми" производителями.

 

Первый раз рынок изменила связка производитель-потребитель, второй раз производитель-реализатор, теперь пришла очередь за альянсом реализатор-потребитель. Спрос рождает предложение, так?

 

Ясно и понятно, что Москва и Питер впереди всей страны, но если ещё год-полтора назад найти крафтовое пиво в Челябинске было просто нереально (максимум можно было купить пиво независимых, но достаточно крупных иностранных пивоварен), то теперь есть как минимум три места, полностью заточенных под крафт. Правда, подозреваю, владелец у них один.

Бар "United"

"Борис Бар"

Магазин-бар "Craft House"

У первого места неудобный для меня график работы, до второго неудобно добираться, а вот последнее обоих этих недостатков лишено.

 

 

P.S. Надеюсь, тенденция не заглохнет, и мы увидим очередное преображение рынка.

 

Поводырь мёртвых

 


Купить: Лабиринт


Текст на Литрес


Купить: аудио

Купить: Author.Today

Павел Корнев. Ритуалист Рутинёр

 


Купить: Лабиринт


Текст на Литрес


Купить: аудио

 

 

Комментарии  

 
0 # СветлоеMaxUpgrader 27.10.2015 22:40
Сам щас живу в Златоусте, из разливного много перепробовал, остановился на "Чешское барное" из города Озерск. Как прикалываюсь постоянно - радиоактивненьк ое)))
Темное же ни одно не вштырило, даже уровня бутылочного Гиннеса нет, что печалит.
Нравится Бархатное, но оно тоже бутылочное, априори не свежее.
 
 
0 # RE: СветлоеПавел Корнев 27.10.2015 22:53
Немного разобравшись в технологии, я избавился от предубеждения перед бутылочным пивом
 
 
0 # RE: Изменение пивного рынка в России за последние 25 летGriffon 28.10.2015 10:54
Стоит добавить, что в восьмидесятых киоски, где особенно наглели с разбавлением пива стали просто сжигать. На моей памяти сгорели киоск на Центральном рынке и на остановке Красноармейская .
 
 
0 # RE: RE: Изменение пивного рынка в России за последние 25 летПавел Корнев 28.10.2015 11:29
Не застал ещё этого
 
 
0 # RE: RE: RE: Изменение пивного рынка в России за последние 25 летmrSanders62 30.10.2015 23:41
ну а про прошковое пиво миф или реальность?
 
 
0 # RE: RE: RE: RE: Изменение пивного рынка в России за последние 25 летПавел Корнев 30.10.2015 23:44
Не сталкивался, но почему бы и нет?
Алкогольные коктейли в порошке есть
 
 
0 # RE: RE: RE: RE: RE: Изменение пивного рынка в России за последние 25 летmrSanders62 30.10.2015 23:50
ходят устойчивые слухи.про всякие балтики и прочие марки
 
 
0 # RE: Изменение пивного рынка в России за последние 25 летгригорий земелин 02.11.2015 12:37
Я свое мнение оставил во флуде. Но а в блоге добавлю, пиво как такое в продаже это овног, крафтовое и самодельное большая редкость. Да и тоЮ на мой взгляд если какой то сорт крафтогово получит наибольший спрос, где гарантия что пивовар не превратится в барыгу???